Маленькие красные цветы / Kan shang qu hen mei / Юань Чжан 2006
Китай времен культурной революции. Круглосуточный детский сад в Пекине.
Четырехлетний Цян, как ни старается, никак не может получить маленький красный цветок, которым награждают детей за прилежание и образцовое поведение. Потому как при всем желании не может вписаться в жестко регламентированный порядок в детском саду. Тогда Цян уверяет детей, что воспитательница Ли – демон, оборотень из бабушкиных сказок...
/ «Маленькие красные цветы» — прозрачное иносказание. Фильм о детях, но не для детей. Четырехлетнего Цзяна отдают в образцовый детский сад. Малышей обучают полезным навыкам — одеваться самостоятельно, вымыться после того, как сходили на горшок. Но процесс воспитания превращен в конвейерную «подгонку». Вольнолюбивый Цзян бунтует против уравниловки и казарменной дисциплины. Режиссеру удается почти невозможное: смикшировать реакцию умиления, естественную по отношению к симпатичным несмышленышам. Показать ребятишек не просто милыми пупсами, а самобытными, неоднозначными, порой противоречивыми персонами.
Чжан Юань — признанный лидер «шестого поколения» китайских режиссеров. Он числится едва ли не «патентованным» диссидентом кинематографа КНР. В конце 80-х, после окончания Пекинской киноакадемии, Чжан отказался от распределения на одну из государственных студий. Предпочел вольные хлеба, делал рекламу и музыкальное видео.
С начала 90-х снимает «независимое кино» — о матерях-одиночках, панках, геях, алкоголиках. Его фильмы пробиваются на престижные европейские кинофестивали. К режиссеру приходит успех — такого, неглянцевого, Китая западной аудитории видеть еще не доводилось. Казалось бы, инакомыслящий режиссер должен был навлечь на себя санкции госчиновников. Но серьезных репрессий, способных затормозить творческую карьеру, не последовало. Похоже, Чжан Юань смог отыскать формулу разумного компромисса, заключив негласный пакт с киношной номенклатурой: можешь снимать неудобные фильмы, но не заступай за черту. Чжан всегда оставался на плаву. Он избежал участи слишком строптивых коллег, за «идейные промахи» на продолжительный срок отлученных от профессии. Так, Цзян Вэнь после разгрома «Дьяволов на пороге» целых пять лет не садился в режиссерское кресло. «Мне запрещали одну картину, а я уже работал над другой», — не без гордости говорит Чжан Юань. Возможно, «страховочным тросом» оказывались иностранные деньги, вложенные в его проекты. Фильм «Маленькие красные цветы», хоть и снимался на базе государственной студии «1 августа», финансировался итальянским заказчиком (продюсером был фестивальный ас Марко Мюллер) / Сергей Анашкин
/ Берлинский кинофестиваль, 2006 год: Приз Европейской конфедерации художественного кино (программа «Панорама»)
Сандэнс, 2006 год: Гран-при - драма (Программа «Мировое кино») (Номинация)